Интеграция в сеть

Здравствуйте, уважаемые пользователи операционной системы Linux! Сегодня мы будем подключать компьютер с операционной системой Linux к сети предприятия или к домашней, содержащей и компьютеры под управлением Windows. Мы создадим папку для удаленного доступа, настроим принтер, подключенный к windows-машине, настроим выход в интернет. Работать будем как с графическим интерфейсом, так и с терминалом. Все шаги постараюсь максимально иллюстрировать. Как обычно,  на сером фоне будут написаны команды, вводимые в терминале.  Итак,

Вводим компьютер в сеть.

Включаем наш компьютер, ждем, пока он загрузится, щелкаем по значку NetworkManager-a правой кнопкой мышки и выбираем «Изменить соединения», выбираем вкладку «Проводные», выделяем мышкой имеющееся соединение (обычно «Auto eth0»), и нажимаем кнопку «Изменить». Эти действия знакомы нам по уроку «Простые вещи — интернет«, только сегодня все IP-адреса мы не будем брать из головы, а спросим у системного администратора. Нам нужны IP-адрес нашего компьютера (для примера взят 192.168.1.25), IP-адрес шлюза для выхода в интернет (для примера взят 192.168.1.254) и IP-адрес DNS-сервера (для примера взят 192.168.1.254), их мы и заносим в соответствующие колонки таблицы, ставим «птицы» в строчках «Подключать автоматически» и «Доступно всем пользователям» и нажимаем кнопку «Применить»:

Система спросит пароль (напомню, наш пароль 123456), мы его наберем и нажмем кнопку «Аутентификация». Теперь можно закрыть NetworkManager, система установит соединение с сетью:

Проверим на всякий случай файл /etc/resolv.conf (У некоторых наших читателей были вопросы по поводу правки этого файла вручную. Этого делать НЕ НУЖНО!)
 cat /etc/resolv.conf :

Команда «cat» выводит содержимое файла, после «решетки» написано, что файл сгенерирован NetworkManager-ом, дальше идет строка с нашим DNS-сервером. И для того, чтобы убедиться, что все сделано правильно и интернет работает, открываем, например, Яндекс:

Теперь установим программы для поддержки сети Windows, для этого открываем терминал:

Многие, работая с операционной системой Windows, сталкивались с ситуацией, когда после установки какой-либо программы она отказывалась работать, ссылаясь на недоступность некоторых файлов. Учесть все зависимости файлов человек не может, зато система с этим справляется легко и просто. Для этого в Linux Ubuntu есть консольная утилита apt-get, которая кроме установки отдельных программ умеет еще обновлять всю систему или отдельный пакет. С ней сейчас мы и будем работать.
От имени суперпользователя запускаем утилиту apt-get (система спросит пароль):

Командой
 sudo apt-get update 
мы дали системе задание обновить список доступных пакетов. Для чего это делается? Для того, чтобы в вашей системе стояли самые «свежие» программы и обновления. Программа подключится к серверам в интернете и начнет обновлять список пакетов:

Когда список пакетов будет обновлен, даем команду на установку программного обеспечения для поддержки сети Windows — Samba («матёрые» системные администраторы могут посмеяться над моей трактовкой названий, но мы работаем не для них, а для простых пользователей)
 sudo apt-get install samba :

Система «расскажет», какие изменения будут сделаны, какой объём информации необходимо скачать из интернета и запросит подтверждение:

Нажимаем кнопку «Y» на клавиатуре и немного ждем. Утилита сама скачает необходимые пакеты и сама их установит:

Позволю себе, так сказать, лирическое отступление. Вы уже заметили, что мы не ищем, где скачать программу, не ищем, какая её версия самая последняя, не ищем, какие дополнительно программы нужны для успешной установки. Все это делает маленькая консольная утилита apt-get. А теперь открою секрет любителям мышки: Нажмите на меню «Приложения» и самая последняя строчка будет «Центр приложений Ubuntu». Это замечательная утилита! Из её окна можно установить практически любую программу. Все программы рассортированы по категориям, для каждой есть описание и скриншот. А как проста установка! Достаточно нажать кнопку «Установить» в строке с программой. Вот бы такое в Windows… Но мы продолжаем.
Немножко подредактируем файл конфигурации samba-сервера, для этого откроем его в текстовом редакторе gedit
 sudo gedit /etc/samba/smb.conf :

Исправим имя компьютера, отображаемое в комментариях сетевого окружения Windows и рабочую группу, если надо:

Для того, чтобы изменения вступили в силу, перезапустим сервис samba
 sudo /etc/init.d/smbd restart 
Теперь откроем доступ к папке для других компьютеров сети. Для этого идем в свой домашний каталог:

Щелкаем правой кнопкой мышки по папке «Общедоступные» и в контекстном меню выбираем «Общий доступ»:

В открывшемся меню выбираем параметры общего доступа:

«Имя ресурса» — это имя, под которым папка будет видна в сети, «Комментарий» я заполнил так, ставим птицу «Гостевой доступ» чтобы не создавать учетные записи для доступа к Вашему компьютеру, птицу «Позволять другим создавать и удалять файлы в этой папке» ставим или не ставим по желанию.
Система уточнит, добавить права автоматически или вы это сделаете руками. Мы руками работать не хотим, поэтому нажимаем кнопку «Добавить права автоматически»:

Теперь с компьютера под управлением Windows проверим доступ к нашей папке, для этого в адресной строке Проводника набираем либо имя компьютера, либо IP-адрес нашей машины, как это сделал я. В окне Проводника видна наша папка:

Положим какой-нибудь файл в эту папку на нашей Linux-машине:

И откроем её же на компьютере с Windows:

Мы можем обмениваться файлами в нашей папке, но бывают ситуации, что надо «забрать» файл с другого компьютера не ожидая, когда другой пользователь их нам в папку положит. Это делается очень-очень просто. В меню «Переход» нажмем на строчку «Сеть»:

Посмотрим, как Linux работает с сетевым окружением.
В открывшейся папке есть значки компьютеров и папка «Сеть Windows». Кликнем два раза мышкой на значке компьютера:

Тут нас подстерегает приятная неожиданность: отобразятся все жесткие диски и сетевые папки на компьютерах под управлением Windows. Однако, чтобы в них зайти, нужно знать имя пользователя и пароль. Сказанное не относится к сетевым папкам с полным доступом, в них можно попасть и без пароля:

Первой цели мы добились — теперь мы можем спокойно передавать файлы с машины на машину по сети, не прибегая к внешним носителям. Но постоянно просить коллег распечатать наши документы нам не нравится, поэтому мы настроим подключение к принтеру. Для этого щелкаем мышкой меню «Администрирование» и выбираем «Печать»:

Поскольку в нашей системе принтеров еще не зарегистрировано, нажимаем в открывшемся окне кнопку «Добавить»:

Выбираем «Windows printer via SAMBA»:

В строке после «smb://» пишем IP-адрес компьютера с принтером или можно нажать кнопку «Browse» («Обзор») и в открывшемся окне найти принтеры, видимые в сети. Далее выделяем найденный принтер и нажимаем кнопку «Ok»:

Система начнет поиск драйвера принтера:

Откроется окно, в котором выбираем производителя принтера и нажимаем кнопку «Вперед»:

Далее выбираем из списка модель принтера и нажимаем «Вперед»:

Добавляем понятный нам комментарий для «опознания» принтера (первые две строчки будут заполнены автоматически):

Система спросит, распечатать ли тестовую страницу. Рекомендую согласиться, так мы проверим правильность наших настроек:

Нам сообщат, что тестовая страница отправлена на принтер:

Принтер пожужжит и выдаст нам отпечатанный лист бумаги. Откроется окно настроек принтера, где можно изменить различные параметры печати:

Проверяем, включен ли доступ к нашему принтеру для других систем:

Таким же способом настраиваются принтеры, подключенные к нашей машине непосредственно, только в первом окне выбора выбираем не «Windows printer via SAMBA», а определившийся системой локальный принтер. Теперь настроим доступ на печать для других компьютеров нашей сети. Для этого в окне, где мы добавляли принтер в меню «Сервер» выбираем пункт «Параметры»:

Ставим две птицы «Показывать принтеры, предоставленные другими системами» и «Публиковать общие принтеры, подключенные к этой системе» и нажимаем кнопку «Ok»:

Закрываем все окна. Принимайте поздравления! Мы настроили доступ в интернет, настроили печать, настроили общий доступ к нашей машине и к Windows-компьютерам.

Вверх